Начальная школа в Германии
плюсы и минусы

Артем окончил школу в Германии и поделился своим опытом обучения в начальной школе!
Автор 16/04/2018
Нам удалось пообщаться с Артемом, который окончил начальную школу в Германии и с удовольствием поделился с нами своими впечатлениями и планами!
— На какой школе остановили выбор и почему?
«Начальную школу мне выбрали родители. Это была самая маленькая школа в
городе с наименьшей долей детей ненемецкого происхождения. У этой
школы также наивысший рейтинг в городе по квоте гимназистов.
Вообще же сейчас выбирать начальную школу нельзя. Есть распределение по
месту жительства.

В четвертом классе начальной школе детям выдают рекомендации, в которых
указано, в какую школу им лучше поступить:

- в гимназию, окончание которой дает право на поступление в университет,
– в реальное училище, после которой можно получить среднее
профессиональное образование или поступить в некоторые высшие
технические школы,
- или в низшую (основную или базовую) школу.

Мне дали рекомендацию в гимназию.
Можно вопреки рекомендации подать заявку в гимназию, но руководство
гимназии вправе ее отклонить. Кроме того, после двух лет обучения в
гимназии включается очередной фильтр: те, кто не справляется с
программой, должны перейти в реальное училище.»
— Школы в Германии платные? Какова стоимость обучения?
«Обучение в муниципальных школах бесплатное. Существуют элитные
частные школы с традициями. Но они есть далеко не везде. Обычно это
интернаты. Учеба там связана с отрывом от дома и семьи уже с 9 лет.»
Как тебя воспринимали сверстники? Тяжело ли было влиться в
коллектив?
«Меня воспринимали нормально, с некоторыми я уже был знаком с детского
сада. И дети, и преподаватели ко мне относились дружелюбно. Лучший
способ сдружиться – это день рожденья, когда ты приглашаешь детей на
праздник. Мне повезло, мой день рожденья в начале учебного года;-)»
— Много ли русских учится в твоей школе?
«Не очень много, лишь некоторые дети переселенцев из России в Германию, которые на самом деле те же немцы, хоть и говорят на русском. В начальной школе я был единственным учеником с русскими корнями.

В классе в гимназии нас было трое из 27 человек. Разговаривать по-русски они практически не могут, фамилии у них немецкие, они родились в Германии и проживут там всю жизнь. С Россией их связывает только происхождение родителей.»
— Назови пять основных отличий русских и немецких школ
1.Уроки в Германии длятся по 1,5 часа, т. е. два сдвоенных урока по одному
предмету.

2. Акцент в Германии делается на устную работу, в то время, как в России
тебя вызывают без оглядки на желание ответить. В Германии необходимо
самому активно участвовать в дискуссиях и обсуждениях на уроках. Это
оценивается выше всего. Лучше иметь плохие оценки за контрольные, но
активно работать на уроках, чем наоборот.

3. Объем домашней работы в Германии гораздо меньше. В начальной
школе, например, к заданиям есть рекомендации по времени. Но это не
время, за которое ты должен задание выполнить. Это время, в течение
которого ученик должен заниматься этим заданием. Сколько ты успел
сделать при этом – неважно. Также есть так называемые задания со
звездочками. Большинство их не делает, хотя без них вполне усвоить
материал невозможно. Я, конечно, сам этого не понимал и всячески
противился их выполнению дома. Если бы не родители, то вряд ли я бы
делал эти задания добровольно, которые мне помогли в итоге получить
рекомендацию в гимназию.

4. Дифференциация детей уже после четвертого класса и распределение их
по школам разного уровня. Т.е. уже после четвертого класса, а по сути, еще
раньше предопределяется, сможешь ли ты учиться в университете.
Теоретически шансы и возможности остаются всегда, но практически это
сложно реализовать.

5. Слабое и бессистемное преподавание естественных наук и математики.
Требования при этом очень высокие. Например, в учебниках начальной
школы уже есть темы с числами Фибоначчи, додекаэдром и пр. В
контрольных тоже есть такие задачи. При этом большинство учеников
толком не могут объяснить отличие квадрата от прямоугольника и не знают
уверенно таблицу умножения.

Мои родители постоянно с первого класса занимались со мной
дополнительно математикой по русским учебникам. Без этих занятий я бы не
смог, например, перейти довольно безболезненно из немецкой гимназии в
шестой класс московской школы.

Это главные отличия на мой взгляд. »
— Как проходят уроки? Много ли домашней работы?
«Уроки проходят примерно как и в России, за исключением устной работы.
Учителя менее подробно всё объясняют, предполагается активное
самообучение уже на уроке. Опять же из-за сдвоенных уроков считается, что
мы больше успеваем, и необходимость в домашних заданиях отпадает, они
даются поэтому нерегулярно.

Эффективность сдвоенных уроков не всегда оправдана. Зачастую мы просто
уставали, восприятие на втором уроке пары притуплялось. Не надо забывать,
что в 9 лет отсидеть полтора часа, например, на физике непросто.»
— Как устроена сама школа? (столовая, классные комнаты, спортивный зал и т.д.)
«Столовая и классы не особо отличаются от русских аналогов. В самих
школах нет спортзалов и бассейнов. На уроки физкультуры нас возили на
автобусах в городские спортзалы и в бассейн.
Те спортивные залы, в которых мы занимались в Германии, более
просторные, чем пришкольные спортзалы в России. »
— Как проходит внеурочная жизнь? Какие есть секции на базе школы?
«Секций в принципе довольно много: спортивные, театральные,
танцевальные, компьютерные. Уровень их очень колеблется в зависимости от
преподавателей. Зачастую это просто старшеклассники. В этом есть свои
преимущества: общение скорее дружеское, атмосфера расслабленная. Но
если есть амбициозные планы научиться здорово играть в баскетбол или в
шахматы, то пришкольная секция не ваш вариант.»
Тест
Оцени свои шансы на поступление!
Много ли отстающих учеников? Как с ними работают учителя? Есть
ли репетиторство?

«Отстающих учеников уже к третьему классу становится довольно много.
Они не справляются в первую очередь с немецким языком. В моем классе
начальной школы их было около половины. Некоторые из них посещают
пришкольную группу продлённого дня, где делают домашние задания под
наблюдением. В таких группах гарантируют только сам факт выполнения
задания, но не его качество и правильность.

Уже после четвертого класса в Германии слабых учеников переводят в менее
сильные школы.
Самого обозначения «отстающий ученик» стараются
избегать. Формулировки всегда выбираются щадящие. В таких случаях
говорят о направлении или переходе в школу в соответствии с
наклонностями или с актуальным уровнем развития.
Таким образом слабых учеников, как таковых нет, просто все распределены
по соответствующим школам. В случае некритических проблем в гимназиях организована помощь старшеклассников, которые могут немного заработать на карманные расходы.»
— Какие планы на будущее? Задумывался ли о выборе профессии,
университета?

«Я хотел бы поступить в Оснабрюкский Университет. Оснабрюк расположен
рядом с моим городом. Это наиболее крупный город региона. Я хочу
заниматься журналистикой. Уже сейчас я сотрудничаю с региональной
газетой Westfälische Nachrichten.»
— И напоследок расскажи три самых важных на твой взгляд правила для
успешной учебы в германской школе.

«К таким правилам я бы отнес:

- во-первых, активную устную работу на уроках;
- во-вторых - проявление самостоятельности и инициативы. Если Вы сами
будете предлагать, то вас наверняка в школе поддержат. Но тянуть за волосы
и вытаскивать нежелающих и неуспевающих не будут. Для таких есть
жесткие и неумолимые фильтры;
- в-третьих – чтение! Это расширяет кругозор, рождает новые идеи, и,
конечно, повышает грамотность. А это в наше время капитал.

Уже в начальной школе я инициировал сам некоторые проекты, которые
были мне интересны, и смог повысить свой «неофициальный» рейтинг;-)»

— Артем, спасибо тебе, что поделился своим опытом. Думаю родителям, которые планируют переезд в Германию это будет очень интересно почитать!
«Спасибо вам, поскольку я учусь на журналиста, для меня интервью это отличный опыт!) »
Заглядывая вперёд, возможно вам будет интересно почитать статью на тему: "Сколько стоит обучение в Германии?" в университете.
Автор блога
Подписаться на блог
Не пропускайте свежую информацию о грантах, стажировках и обучении за границей!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Читайте также:
    Подпишитесь на рассылку свежих статей блога

    Раз в неделю мы будем присылать вам на email подборку полезных статей и новостей об образовании за рубежом. Если эта тема перестанет быть актуальной для вас, то отписка не составит труда.

    В подарок мы пришлем вам список из 89 самых бюджетных университетов Европы, разбитый по странам
    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.